Главная
Загрузка...


«Богемская рапсодия»: бюджетное семейное кино о Фредди Меркьюри?

По сообщению сайта BBC Russian

\"Богемская рапсодия\": бюджетное семейное кино о Фредди Меркьюри?

1 ноября на российские экраны выходит биографический фильм о группе Queen (в Британии премьера состоялась 24 октября) . Кинокритик BBC Culture решил разобраться , что же в итоге спасает эту полную штампов картину.

«Нам надо экспериментировать» , — говорит Фредди Меркьюри в фильме , когда группа приступает к записи своего дебютного альбома . Судя по всему , никто не сказал подобных слов тем , кто снимал эту кинокартину.

Да , фильм «Богемская рапсодия» (именно так он называется в российском прокате , правильный перевод — «Богемная рапсодия» . — Ред.) , производство которого длилось слишком долго , назван по культовой песне , которая в высшей степени экспериментальна и полифонична .

Но в нем едва ли можно найти хотя бы малую долю свойственного Bohemian Rhapsody отчаянного безрассудства или нахального великолепия.

Скорее , он напоминает мыльную оперу , которую крутят по телевизору в дневные часы для домохозяек , и скроен по лекалам любой другой биографической кинокартины о жизни рок-звезд — там , где положено быть куплету , у него куплет , а там , где ожидают припев , у него… ну , вы поняли .

Всё как всегда: несколько музыкантов объединяются в группу , записывают хиты (актеров обряжают в не очень убедительные лохматые парики) , финансовые дела идут в гору , потом вдруг все плохо , а потом снова все хорошо , и члены группы становятся миллионерами.

Сценарий Энтони Маккартена (другие его работы — «Темные времена» , «Вселенная Стивена Хокинга» и прочие популярные , но поверхностные драмы , основанные на документальном материале) удерживает «Богемскую рапсодию» в рамках клише , над которым бы посмеялись в годы расцвета Queen и которое особенно непростительно после такой пародии на изображение жизни звезды рок-н-ролла , как «Взлеты и падения» (Walk Hard) .

Однако благодаря харизматичной и вызывающей сочувствие и симпатию фигуре фронтмена группы и , конечно , песням , которые можно назвать одним из самых воодушевляющих образцов поп-музыки XX века , фильм почти дотянул до оценки «вполне адекватный» .

(Кстати , такая оценка звучит в «Богемской рапсодии» в отношении одноименной песни , этого ни на что не похожего шедевра , которому поначалу пришлось пробивать себе дорогу к ушам и сердцам фанатов рока.)

И — определенно — все могло быть гораздо хуже . Производство фильма прошло через множество передряг , и режиссера Брайана Сингера в итоге заменили на Декстера Флетчера , благодаря чему картина получилась куда более связной , целостной.

В фильме мы знакомимся с Фредди (его играет Рами Малек) , когда тот еще носит свое настоящее имя — Фарух Булсара . Он только недавно переехал с Занзибара в Англию со своей семьей (Булсара — парсы из Гуджарата) , отрастил длинные волосы и быстро стал завсегдатаем лондонских клубных тусовок , что совсем не нравилось его любящим , но очень консервативным родителям..

Впрочем , сценарист и режиссер не тратят много времени на изображение семейных скандалов . Уже через несколько минут Булсара знакомится с членами студенческой рок-группы Smile (вокалист которой — очень кстати! — только что покинул коллектив) .

А спустя еще несколько минут экранного времени наш герой переименовывает себя во Фредди Меркьюри , а группу — в Queen.

Авторы фильма берут на себя труд напомнить нам , что другие члены Queen написали многие ее хиты: время от времени им предоставляется возможность сделать шаг вперед и сказать: «Слушайте , у меня есть идея для песни!»

Но больше ничего , кроме этого , они не делают . Вам не удастся узнать из фильма , как складывалась и совершенствовалась эта уникальная комбинация талантов и музыкальных стилей .

Нам практически не показывают других членов группы (кроме Фредди) по отдельности — как правило они появляются в кадре втроем , произносят какие-то скучные реплики и исчезают , ничего не добавляя этим к нашему знанию о том , кто был кто в Queen.

Из увиденного могу разве что предположить , что барабанщик Роджер Тейлор (Бен Харди) — бабник да еще , пожалуй , тот , кто наиболее охотно вступает в споры с Фредди.

Гитарист Брайан Мэй (которого играет потрясающе похожий на него Гвилим Ли) — по характеру миротворец , а басист Джон Дикон (Джозеф Маццелло).. . так , а кто же такой Дикон?

Все что он делает — это ухмыляется со стороны (наверное , потому , что настоящие Тейлор и Мэй участвовали в продюсировании фильма , а он — нет).

С помощью киноприемов (разнообразного монтажа) нам показывают , как группа прокладывает себе такой знакомый нам по другим фильмам путь к вершинам славы — но вот беда , эта слава не выглядит здесь такой уж всемирной.

Меркьюри однажды заявил , что Queen — это Сесил Б . Демилл рок-н-ролла , потому что всегда хотели всего самого большого и наилучшего .

В фильме «Богемская рапсодия» , напротив , неистребимо пахнет чем-то маленьким и дешевым , из-за чего никуда не деться от предположения , что на его съемки потрачено меньше , чем на запись одного альбома группы.

Где блеск , где гламур , где богема? Где известные всем лица и эффектные выходки? Неужели «Богемная рапсодия» — это фильм про инди-группу , записавшую сингл , пробившийся на вершину хит-парада?

Но давайте попробуем придерживаться этой версии . При всем уважении к Мэю , Тейлору и Дикону , фильм становится куда увлекательней , когда игнорирует их и сосредотачивается на Меркьюри.

Все меняется , когда сценарист и режиссер прекращают уделять внимание этим достойным , но скучным джентльменам и их спорам по поводу текстов песен и начинают рассказывать нам об изгое , страдающем от одиночества , измученном своей нетрадиционной сексуальностью и вторжениями прессы в его личную жизнь , полностью зависимом от любого , пусть самого запретного удовольствия , которое поможет пережить ему следующую ночь…

Разругавшись с членами группы , которую он считал своей семьей , точно так же , как и со своими родителями десять лет назад , Меркьюри одинок — и его одиночество скрашивают только любимые кошки , горстка прихлебателей и Мэри Остин (в исполнении Люси Бойнтон) , родственная душа , поначалу невеста , отношения с которой затем превратились в дружеские и абсолютно платонические .

Тот упор , который сделан в фильме на эти отношения мужчины и женщины , уже вызвал взрыв недовольства в соцсетях .

Точно так же не понравилось и решение авторов сделать мейнстримовый фильм , который годится для просмотра всей семьей с детьми старше 12-13 лет и который удовлетворял бы всех .

И это при том-то , что главный его герой в реальной жизни был настолько распутен , что мог бы дать урок-другой Казанове.

Однако такие придирки не совсем справедливы . Да , «Богемская рапсодия» осторожно обращается с тем материалом , который может отпугнуть семейную аудиторию . Но Меркьюри в фильме закидывается таблетками , посещает секс-клубы для фетишистов , закатывает улетные вечеринки и в конце концов , после некоторого самокопания , полностью отдается образу жизни мужчины-гея.

Кроме того , фильм на удивление трогает — в основном из-за отличной игры Малека .

Поначалу на роль Меркьюри пригласили Сашу Барона Коэна , потом — Бена Уишоу . Но Малек демонстрирует , что эта роль по праву принадлежит ему — в него словно вселился двуликий Меркьюри — самовлюбленный шоумен на публике и мрачная заблудшая душа за закрытыми дверями.

Поразительно: по ходу фильма Малек становится все больше и больше похож на настоящего Меркьюри — в начале ничего общего , а к концу почти не отличим .

И у него настолько выразительное лицо , что ему под силу играть , не обращая внимания на фальшивые зубы , которые ему вставили бутафоры (да , у настоящего Меркьюри был неправильный прикус , но в фильме у него резцы , которым позавидовал бы кролик из мультфильма).

Лучше всего Малеку удались сцены , которые , наверное , были лучшими и в жизни его героя — когда тот с королевским величием расхаживает по сцене на стадионе Уэмбли во время знаменитого выступления Queen 1985 года на концерте Live Aid .

Авторы фильма приняли смелое решение включить в «Рапсодию» то выступление почти целиком — и , думаю , к этому моменту картины мы охотно предоставляем им право превратить кинодраму в триумфальное музыкальное видео.

Возможно , в первый час «Богемская рапсодия» будет казаться вам скучной , а то и раздражающей . Но в конце концов она вас раскачает (will rock you) , а может даже и растрогает.

Оценка критика: три звезды из пяти возможных

---

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.

Загрузка...

Поиск в поисковиках:

yandex.com , go.mail.ru
© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика